Карта сайта »

Пояснения

Пояснения к МГС СМБ

Предпосылки к созданию системы МГС СМБ.  

     Освоение Мирового океана предоставляет человечеству дополнительные ресурсы и многообещающие возможности для развития цивилизации. Не приходится сомневаться, что деятельность человека в морях и океанах будет иметь характер все расширяющегося территориально и ускоряющегося по своим темпам процесса. Объективным и неизбежным следствием этого процесса является дальнейшее развитие международного сотрудничества на огромных площадях Мирового океана. В частности, уже сегодня регламентированы поведение морских стран в зонах их экономической ответственности и вопросы обеспечения безопасности международного мореплавания, продолжается активная разработка и внедрение соответствующих требований к судам и эксплуатирующим организациям, созданы и находятся в штатной эксплуатации международные спутниковые системы связи, навигации и оповещения о бедствии КОСПАС – САРСАТ, ИНМАРСАТ и ГЛОНАСС, организуется коллективное участие различных стран в решении конкретных задач непосредственного спасания на море и в нейтрализации последствий экологических катастроф на море и т.д. и т.п.

    Пределы международного морского сотрудничества будут определяться и далее, с одной стороны, реальными потребностями человечества и, с другой – его техническими возможностями в обеспечении этих потребностей. В определенные моменты времени возросшие технические возможности позволяют перевести решение тех или иных важных проблем на качественно другой, более высокий уровень, в частности – перейти с регионального уровня решения проблемы на глобальный уровень.

    В настоящее время созрели все технические предпосылки для решения на глобальном уровне основной задачи международного сотрудничества на море – задачи обеспечения безопасности разносторонней деятельности человека на морях и океанах.

 

Понятие о морской безопасности.

    В целом понятие “обеспечение морской безопасности” включает в себя большое число составляющих: это и повышение надежности судов и их систем и оборудования, и подготовка высококвалифицированных экипажей судов, и внедрение на судах современных систем оповещения о бедствиях, как и внешних систем обнаружения аварийных судов, и обеспечение навигационной безопасности, в том числе и внедрение современных электронных картографических средств, а также развитие аварийно – спасательных структур и их флота, обеспечение экологической безопасности морской флоры и фауны от последствий человеческой деятельности и т.д. и т.п., вплоть до осуществления охранных и полицейских функций на морских и океанских просторах. Ниже речь идет о том секторе обеспечения безопасности, который связан с использованием специализированных судов или других технических средств, в первую очередь аварийно – спасательного предназначения, впрочем, как и судов и средств, решающих ряд других насущных задач в море.

 

Существующие технические средства.

Существующая ситуация в этом секторе морской безопасности характеризуется активной разработкой и уже наличием в эксплуатации упомянутых выше современных средств оповещения о критических ситуациях на море, определения точных координат места инцидентов и установления двусторонней связи с потерпевшими, а также наличием достаточно развитых национальных спасательно – координационных центров и соответствующих аварийно – спасательных подразделений, судовых и авиационных средств. Ахиллесовой пятой этих структур морской безопасности является отсутствие возможности оказывать срочную, экстренную помощь в случае инцидентов на значительном удалении от берегов, портов и баз, поскольку имеющиеся в аварийно – спасательных и других структурах морские средства не обладают высокими скоростями хода. Использование же самолетов (и гидросамолетов ) не решает всего необходимого круга задач спасания и обеспечения морской безопасности в целом и часто бывает неэффективным по гидрометеоусловиям, ряду сопутствующих авариям причин, ограниченным возможностям самих самолетов ( в частности, невозможностью нахождения и движения гидросамолетов длительное время на поверхности воды, особенно в условиях волнения моря, доставки крупных плавающих средств спасания, необходимого тяжелого оборудования и т.д.), а применение вертолетов вообще ограничено прибрежными районами морей и удаленностью соответствующих баз. Основным средством оказания помощи в море по–прежнему остаются суда и корабли, случайно оказавшиеся вблизи места происшествия, не имеющие специального оборудования и малоприспособленные для решения возникших проблем, что в целом не составляет эффективную систему. Кроме того, существующие в мире аварийно – спасательные и другие структуры вообще не предназначены для решения многих задач, которые входят в многоплановое понятие морской безопасности.

    Трагической иллюстрацией и, к сожалению, далеко не единственной, к сказанному выше может служить недавняя катастрофа аэробуса А330 компании ЭйрФранс с 228 человеками на борту над водами Атлантики в конце мая 2009 года. Потенциальная помощь пострадавшим при катастрофе могла быть оказана только судами, прибытие которых к месту падения самолета потребовало около 4 суток, что, однако, не оставляло никакой надежды на эффективность такой помощи.

 

Новые технические возможности.

    Поставить и реально решить значительно более широко вопрос о морской безопасности позволяют только достижения экранопланостроения, обеспечивающие создание нового типа быстроходных морских транспортных средств, движущихся с авиационными скоростями вблизи поверхности воды, с одной стороны, и способных осуществлять необходимые длительные операции при нахождении на поверхности воды, с другой.

  Технология экранопланостроения была развита во второй половине XX века в Советском Союзе Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ ПО СПК) под руководством инициатора создания экранопланов, известного конструктора судов на подводных крыльях Р.Е.Алексеева. Об успехах экранопланостроения, вылившегося в создание к концу 1980-х годов наиболее крупных в мире экранопланов “Орленок” (десантный ) и “Лунь” ( ракетный ) с взлетной массой 110 тонн и 350 тонн соответственно, рассказывалось в средствах массовой информации уже достаточно много. Эти экранопланы, относящиеся по их техническому облику к однорежимным экранопланам средней взлетной массы I поколения, уже доказали принципиальную возможность появления на водных акваториях средств с необычно высокими по сравнению с судами скоростями движения.

    Однако дальнейшее развитие энергетики, материаловедения, авионики, общей технологии строительства быстроходных судов, а также самолетов, позволяет создавать все более крупные экранопланы с существенно более высокими грузоподъемными, полетными и мореходными характеристиками. Задача реализации таких экранопланов была сформулирована и обоснована доктором технических наук, заслуженным конструктором РФ Э.А Афрамеевым  еще в 1977 году. В результате выполнения значительного числа последовавших проектно-экспериментальных работ сегодня уже можно утверждать, что могут быть созданы не только сами тяжелые экранопланы II поколения массой 700 – 800 тонн, но и соответствующие морские транспортные системы на их основе. Такие экранопланы, способные действовать в открытых морях и океанах на больших удалениях от берегов, позволяют уже решать в море проблемы глобального характера.

И первоочередной системой на основе двухрежимных тяжелых экранопланов II поколения может быть предложена к созданию Международная Глобальная Система Морской Безопасности.    В упомянутом выше случае с аэробусом А330 экраноплан МГС СМБ оказался бы в месте катастрофы уже через 3-4 часа.

 

Послесловие.

    Следует отметить, что появление системы МГС СМБ наложит глубокий отпечаток на всю организацию судоходства и деятельность человека в Мировом океане. Система позволит не только упорядочить такую деятельность и оказывать помощь в ее осуществлении, но и может служить своего рода морским аналогом сухопутных сил ООН, являясь инструментом воздействия мирового сообщества на глобальном уровне на государства и структуры, эксплуатирующие Мировой океан. Теперь уже можно ставить такую задачу, которая до сих пор, из-за отсутствия соответствующих технических возможностей, ранее мировым сообществом и не предполагалась. Создание Международной Глобальной Системы Морской Безопасности вполне может стать проектом века.

    В создании системы морской безопасности, вне сомнения, заинтересованы все владельцы морских и океанских судов в мире, авиационные компании, осуществляющие полеты над водными акваториями, Военно-морские флоты стран, чьи корабли, подводные лодки и т.п. бороздят просторы морей и океанов, компании, добывающие в море нефть и другие полезные ископаемые, исследователи морей и океанов и все другие структуры, чья деятельность связана с морем. Естественно, что в ней заинтересованы и судо- и авиастроители, поскольку создание системы означает новые заказы на экранопланы, обеспечивающие суда и другие составляющие инфраструктуры системы СМБ и ее последующее обслуживание.

    Проблема разработки и реализации системы МГС СМБ может быть решена только на путях воистину международного сотрудничества промышленно развитых стран на основе имеющейся у них научно-технической и производственной базы. В этом сотрудничестве Россия могла бы играть одну из ведущих ролей, учитывая тот богатый опыт экранопланостроения, которым она обладает. Можно даже сказать, что закрепление приоритета России как в развитии самих экранопланов, так и в частности – в организации создания Международной Глобальной Системы Морской Безопасности, является моральным долгом отечественных руководителей науки и производства. Ведущая роль России могла бы заключаться и в инициализации создания Международного консорциума  на основе широкой кооперации потенциальных пользователей системы, ведущих судо- и авиастроительных проектных и промышленных компаний, научно-исследовательских организаций, страховых обществ и других структур для дальнейшей разработки проекта двухрежимного тяжелого экраноплана и всей системы в целом.

    Если же со стороны России не будут приложены целенаправленные настойчивые усилия в поддержке идеи создания Международной Глобальной Системы Морской Безопасности, нам придется когда-нибудь в очередной раз вспоминать и доказывать миру свой приоритет и в этой области. Защищать свой приоритет необходимо не только на бумаге.

 

 

 

 

 

Начало - Home::About committee::Airfoil boat::System::Explanations::Program::History::Contacts
2010 г. SSSORG
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS